От домохозяйки к карьеристке: как меняется образ женщины в индийских сериалах

От домохозяйки к карьеристке: как меняется образ женщины в индийских сериалах

Женщины в индийских сериалах играют ключевую роль. На истории героинь — положительных или отрицательных, зачастую держится весь сюжет мыльной оперы. При этом образ женских персонажей отнюдь не статичен: он менялся на телеэкране с течением времени. Вот как это было.

Сериалы 90-х годов: независимая женщина


Это время, когда вся страна засматривалась сериалами Tara (1993—1997), Hasratein (1990-1995), Saans (1998—1999), Aurat (конец 90–х). Их лейтмотивом стали истории героинь, которые уже не согласны довольствоваться традиционной для Индии ролью женщины — матери, жены и хранительницы очага. Эмансипированная горожанка Тара (из Tara), разведенная Сави (из Hasratein) или успешный юрист Камини (из Aurat) - все они претендуют на нечто большее, чем участь домохозяйки, и готовы побороться за достойное место в обществе, которым испокон веков правят мужчины. Основная идея сериалов 90-х в том, что женщины давно уже перестали быть слабым полом и вполне могут составить конкуренцию мужчинам во всех сферах современной жизни: культуре, бизнесе, науке, политике. Типичная героиня экрана того времени – работающая женщина, образованная и социально активная. Создатели популярных телепроектов поднимали важные для индийского общества темы, о которых раньше открыто говорить было не принято: развод, сексуальные домогательства, изнасилования, аборты и права женщин.

Сериалы 2000-х годов: домохозяйка


В нулевые — тон на индийском телевидении задавала известный продюсер и режиссер Экта Капур. С выходом в эфир ее сериала  «Когда-то и свекровь была невесткой»/ Kahaani Ghar Ghar Ki and Kyuki Saans bhi Kabhi Bahu Thi (2000-2008) на экраны с триумфом вернулись  домохозяйки — кроткие и добродетельные, смысл существования для которых заключался в поиске подходящей партии, замужестве и воспитании детей. О том, что женщина имеет право на собственные интересы, мечты и самореализацию не могло быть и речи. Любимыми актрисами того времени стали Смрити Ирани и Сакши Танвар, сыгравшие в Kahaani Ghar Ghar Ki and Kyuki Saans bhi Kabhi Bahu Thi  главных героинь Тулси и Парвати. Надо сказать, что не всем в Индии такое «мыло» приходилось по вкусу. Творцов сериалов нещадно ругали, за то, что они штампуют персонажей мало похожих на обычных людей. На телеэкране совершенно не оставалось места реалистичной героине, ее чувствам, желаниям и амбициям. Но главное, что ставили в укор деятелям культуры, так это то, что из телевизора вновь звучал крамольный призыв напомнить освобожденной женщине Индии, что ее место на кухне.

Современные сериалы: сложносочиненные героини


Тренд на одомашнивание женщины, вернувшийся на экраны с легкой руки Экты Капур, актуален и по сей день. Взять хотя бы популярный сериал «Это и есть влюбленные»/Yeh Hain Mohabbatein (2013), главная героиня которого, по сути, отказывается от своей собственной жизни и посвящает себя воспитанию дочери одинокого соседа, а впоследствии становится его женой. В другом сериале Sasural Simar Ka (2011)  молодая женщина Симар хочет стать танцовщицей. Но выйдя замуж, оставляет свои мечты о сцене под давлением семьи супруга и превращается в скучную домохозяйку. Увы, но создатели современных мыльных опер предпочитают показывать нереалистичные женские персонажи в произведениях с неправдоподобным сюжетом. И пропагандировать устаревшие стереотипы об индийской семье. Зритель на экране почти не видит, что женщина в Индии уже давно не ведет исключительно частную жизнь, ограниченную домашним бытом.

Хотя надо сказать, что окончательно «разогнать» прекрасный пол по чуланам все же не решаются, и в сериалах встречаются и продвинутые героини. Но, как правило, это всегда отрицательные персонажи — бездушные карьеристки, приносящие интересы семьи в жертву профессиональным амбициям, помешанные на деньгах, интригах и власти. Часто работающая женщина в индийских сериалах — олицетворение тлетворного влияния запада и моральной деградации, в то время как женщина домашняя – символ национальных традиций и общечеловеческих ценностей.

Но, к счастью, и этот процесс постепенно начинает меняться.

Автор: Татьяна Гисич
Поделиться: