Эротика в индийском кино: есть ли она?

Эротика в индийском кино: есть ли она?

Индия подарила миру главный трактат о правилах интимной жизни — «Камасутру». Но — вот парадокс! — кинематограф этой страны отличается пуританским настроем: в картинах раннего Болливуда герои редко выказывают чувства даже поцелуями. В современном индийском кино ситуация постепенно меняется, хотя и очень медленно. Почему? И какие болливудские картины можно отнести к категории «18+»? 

Болливуд и эротика

Историки утверждают, что эротика в индийской культуре исчезла в связи со сменой религиозных убеждений, после того ислам сильно потеснил индуизм. «Новая» религия Индии пропагандировала обычай затворничества женщин (парду), общий аскетизм и порицала любые проявления сексуальности. Это отразилось буквально во всем, от архитектуры (сравните, например, Тадж-Махал с любым старым индуистским храмом: в отделке первого вы не найдете изображений обнаженных людей, которыми зачастую испещрены стены второго) до национального наряда (в гардеробе индианок появилась чоли — топ, который надлежало надевать под сари, чтобы скрыть грудь).

Понятно, что такая трансформация произошла не за один день: ислам «покорил» Индию в IX-ХХ веках, наступая с севера, но максимальное влияние оказывал с VI века до начала XIX. Менталитет и культура индийцев в тот период сильно изменились, и отголоски этого мы можем наблюдать до сих пор: северные штаты страны отличаются более строгим законодательством и нравами по сравнению с южными. 

Наложило это отпечаток и на развитие кинематографа: первые фильмы с эротическим подтекстом стали снимать именно на юге страны, начиная с середины 70-х годов прошлого века (как это происходило можно узнать из более современной «Грязной картины»). На что они походили? Примерно на это. 


Однако, со временем, отношение «киношников» к эротическим сценам менялось. Каким образом? Предлагаем посмотреть на примере некоторых болливудских картин.

Самые откровенные фильмы Болливуда 

«Кама Сутра: история любви» / Kama Sutra — A Tale of Love (1996) 

Уже одно название картины обещает зрителю довольно много «обнаженки» и эротических сцен. И это действительно так: долгое время фильм считался одним из самых откровенных в истории индийского кинематографа. Однако собственно с «Камасутрой» (той самой любовной «методичкой») он не имеет почти ничего общего — сюжет фильма повествует о судьбе девочки, дочери танцовщицы, выросшей при дворе махараджи, в которую влюбляется прекрасный принц. В кадре много красивых полуобнаженных женщин, вы увидите уклад жизни и декорации Индии XVI века. 

Болливудским фильм можно считать лишь отчасти: в его создании наравне с индийскими принимали участие «киношники» из Великобритании, Японии, США и Германии. Вероятно, поэтому картина и получилась столь откровенной — опыт иностранных коллег позволил индийскому режиссеру Мире Наир «не стесняться в выражениях». Главную роль исполнила британская актриса Индира Варма (засветившаяся в нескольких сезонах «Игры престолов»). 


 

«Темная сторона желания-2» / Jism 2 (2012) 

Эта картина стала трамплином для болливудской карьеры Санни Леоне: до нее иностранная красотка была известна лишь как порноактриса и продюсер фильмов для взрослых. В «Темной стороне» она сыграла порнозвезду, персонажа непростой любовной истории, настолько непростой, что в фильме нашлось место даже эффектным сценам перестрелок.

Несмотря на «профессию» главной героини картины, фильм получился «пристойно-эротическим». Похоже, что во время съемок постельных сцен (коих в фильме предостаточно) главным девизом режиссера было популярное «во-первых, это красиво». 

Однако, несмотря на это, картина получила довольно много негативных отзывов кинокритиков — ее ругали как раз за обилие эротических сцен. Впрочем, это не помешало «Темной стороне» собрать около $5,2 млн в прокате (при бюджете фильма в $1 млн).


 

«Фестиваль» / Utsav (1984) 

Эту картину относят к «классической» эротике Болливуда. Одну из главных ролей в ней исполнил Шаши Капур (он же и продюсер картины), заменив изначально утвержденного Амитабха Баччана, тот попал в серьезную аварию незадолго до начала съемок. Другого центрального персонажа — куртизанку Васантесану, о чьей жизни и рассказывает сюжет фильма, сыграла Рекха.

В основе сюжета — адаптация санскритской драмы Daridra-Charudatta, написанной во II веке нашей эры. Это история любви известной танцовщицы и куртизанки Васантесаны (за которой ухаживает шурин короля) и разорившегося брахмана Чарудатту (женатого на другой даме). Фильм погружает нас в быт древней Индии, закулисье танцевальных подмостков и мир страсти, способной разрушить множество судеб.

Картина получила несколько наград (National Film Award и Filmfare), в том числе за тексты песен саундтрека (особенно отмечена была вот эта).


Однако в прокате картина практически провалилась: фильм, опять же, ругали за излишнюю откровенность. Финансовая неудача (картина едва окупилась) заставила режиссера Гириша Карнада надолго забросить кинопроизводство — свой следующий (и последний) фильм он снял только в 1991 году. 

Автор: Людмила Васильченко
Поделиться: